Выбор масштаба
Изначально в истории моделизма не существовало определенного деления на масштабы.
Каждый моделист, каждый производитель делали модели в том масштабе, в котором считали
нужным, и в котором было удобно. Одной из причин такой разницы была, да и остается сейчас,
разница в ширине колеи в разных странах. С развитием техники и технологии, а также с
распространением железных дорог по миру, железнодорожный моделизм стал завоевывать все
большую и большую популярность. И хотя он не стал настолько популярным как, например,
авиа- или судомоделизм, тем не менее, он собрал и продолжает находить все большую аудиторию
поклонников.
Со временем мировое моделистское сообщество приняло решение объединить усилия, создав определенную
градацию масштабов. Была создана целая линейка типоразмеров, унифицированных между собой. Они
определяли и определяют межрельсовое расстояние, размеры шпальной решетки, радиусы кривых, габариты
приближения строений, размеры колесных пар и т.п. Все эти размеры были оформлены в виде норм NEM
(европейские модельные нормы – Normen Europischen Modellbahnen), опубликованы. В дальнейшем появились
нормы на сцепки, определились размеры цифровых декодеров и т.п.
В настоящее время масштаб определяет все основные размеры при проектировании макета, создании
подвижного состава, обеспечивая унификацию и возможность использования локомотивов одного
производителя, вагонов – второго, а рельсов – третьего.
Рассмотрим масштабную линейку железных дорог по возрастанию.
Z 1:220 6,5мм
Самый мелкий промышленный масштаб. Благодаря современным технологиям, он
начал свое распространение по Европе и появляется в нашей стране. Требует
очень мало места, но ввиду его сложности и редкости отечественный подвижной
состав отсутствует, скорее всего, полностью.
N 1:160 9мм
Один из самый распространенных «мелких» масштабов железной дороги. Из-за
небольшого пространства, необходимого для строительства макета, подходит
для домашних условий. Основная проблема – трудности с приобретением рельсового
материала и подвижного состава, особенно российской тематики. Здания и
сооружения также сложно найти.
N 1:148 9мм
Британский вариант масштаба N.
TT 1:120 12мм
Один из самых популярных масштабов Советских времен. Названия произошло от английского
Table Trains. В настоящее время этот типоразмер завоевывает новую популярность после
спада. Появляются и уже появился выбор подвижного состава отечественной тематики
(Пересвет, ТТ-модель, Berliner TT Bahnen и т.д.), это тепловозы, грузовые и пассажирские
вагоны (например, ЦМВ). Хорошо подходит как для макетирования, так и для создания моделей.
Можно сказать, что TT – «золотая середина» по соотношению размер-цена-качество.
TTm 1:120 9мм
Узкоколейка
H0 1:87 16,5мм
Наиболее распространенный масштаб. Возможно, это связано с его массовостью в Европе, разнообразием
выпускаемых моделей, строений, сопутствующих элементов (сигналы, фонари, столбы и провода контактной
сети, сцепки, колесные пары, тележки и т.п.). Выбор моделей поистине огромен и, наверно, сможет
удовлетворить запросы даже искушенного моделиста. Если нет ограничения в размещении макета то
это – идеальный вариант. Ценовой предел этих моделей сильно колеблется, достигая иногда огромных
высот для моделей ручной работы. В этом масштабе можно создать не только полноценный макет, но и
прекрасные модели-копии локомотивов или вагонов, или небольшие диорамы.
H0e 1:87 9мм
Одна из самых распространенных узкоколеек. Все большая популярность этого масштаба может быть объяснена
тем, что на сравнительно небольшом пространстве можно создать не только полноценный макет с высокой
деталировкой, но и прекрасный подвижной состав. А в комбинации с «обычным» H0 может дать вообще поразительный
эффект.
H0m 1:87 12мм
Узкоколейка
00 1:76 16,5мм
Британский вариант масштаба H0.
0 1:45 32мм
G 1:22,5 45мм
Хотя этот масштаб не сильно распространен в нашей стране, чаще всего он используется в качестве «садового»,
т.е. для железных дорог, расположенных в саду, на участке, во дворе и т.п. Крупные размеры, высокая
деталировка и хорошие ходовые качества придают неотразимый колорит этим моделям.
I 45мм, II 57мм, III 63,5мм
Масштабы, мало распространенные в мире.