С чего начать?
Диорамы
Макеты
Формирование ландшафта
Здания и сооружения
Оформление макета
Подвижной состав
Сигнализация
Электрика макета
Наша лаборатория
Наш архив
Контакты и информация

Счетчики и реклама




Выбор масштаба

Изначально в истории моделизма не существовало определенного деления на масштабы. Каждый моделист, каждый производитель делали модели в том масштабе, в котором считали нужным, и в котором было удобно. Одной из причин такой разницы была, да и остается сейчас, разница в ширине колеи в разных странах. С развитием техники и технологии, а также с распространением железных дорог по миру, железнодорожный моделизм стал завоевывать все большую и большую популярность. И хотя он не стал настолько популярным как, например, авиа- или судомоделизм, тем не менее, он собрал и продолжает находить все большую аудиторию поклонников.

Со временем мировое моделистское сообщество приняло решение объединить усилия, создав определенную градацию масштабов. Была создана целая линейка типоразмеров, унифицированных между собой. Они определяли и определяют межрельсовое расстояние, размеры шпальной решетки, радиусы кривых, габариты приближения строений, размеры колесных пар и т.п. Все эти размеры были оформлены в виде норм NEM (европейские модельные нормы – Normen Europischen Modellbahnen), опубликованы. В дальнейшем появились нормы на сцепки, определились размеры цифровых декодеров и т.п.

В настоящее время масштаб определяет все основные размеры при проектировании макета, создании подвижного состава, обеспечивая унификацию и возможность использования локомотивов одного производителя, вагонов – второго, а рельсов – третьего.

Рассмотрим масштабную линейку железных дорог по возрастанию.

Z 1:220 6,5мм
Самый мелкий промышленный масштаб. Благодаря современным технологиям, он начал свое распространение по Европе и появляется в нашей стране. Требует очень мало места, но ввиду его сложности и редкости отечественный подвижной состав отсутствует, скорее всего, полностью.

N 1:160 9мм
Один из самый распространенных «мелких» масштабов железной дороги. Из-за небольшого пространства, необходимого для строительства макета, подходит для домашних условий. Основная проблема – трудности с приобретением рельсового материала и подвижного состава, особенно российской тематики. Здания и сооружения также сложно найти.

N 1:148 9мм
Британский вариант масштаба N.

TT 1:120 12мм
Один из самых популярных масштабов Советских времен. Названия произошло от английского Table Trains. В настоящее время этот типоразмер завоевывает новую популярность после спада. Появляются и уже появился выбор подвижного состава отечественной тематики (Пересвет, ТТ-модель, Berliner TT Bahnen и т.д.), это тепловозы, грузовые и пассажирские вагоны (например, ЦМВ). Хорошо подходит как для макетирования, так и для создания моделей. Можно сказать, что TT – «золотая середина» по соотношению размер-цена-качество.

TTm 1:120 9мм
Узкоколейка

H0 1:87 16,5мм
Наиболее распространенный масштаб. Возможно, это связано с его массовостью в Европе, разнообразием выпускаемых моделей, строений, сопутствующих элементов (сигналы, фонари, столбы и провода контактной сети, сцепки, колесные пары, тележки и т.п.). Выбор моделей поистине огромен и, наверно, сможет удовлетворить запросы даже искушенного моделиста. Если нет ограничения в размещении макета то это – идеальный вариант. Ценовой предел этих моделей сильно колеблется, достигая иногда огромных высот для моделей ручной работы. В этом масштабе можно создать не только полноценный макет, но и прекрасные модели-копии локомотивов или вагонов, или небольшие диорамы.

H0e 1:87 9мм
Одна из самых распространенных узкоколеек. Все большая популярность этого масштаба может быть объяснена тем, что на сравнительно небольшом пространстве можно создать не только полноценный макет с высокой деталировкой, но и прекрасный подвижной состав. А в комбинации с «обычным» H0 может дать вообще поразительный эффект.

H0m 1:87 12мм
Узкоколейка

00 1:76 16,5мм
Британский вариант масштаба H0.

0 1:45 32мм

G 1:22,5 45мм
Хотя этот масштаб не сильно распространен в нашей стране, чаще всего он используется в качестве «садового», т.е. для железных дорог, расположенных в саду, на участке, во дворе и т.п. Крупные размеры, высокая деталировка и хорошие ходовые качества придают неотразимый колорит этим моделям.

I 45мм, II 57мм, III 63,5мм
Масштабы, мало распространенные в мире.





   
   "МИР в МИНИАТЮРЕ" Copyright 2000-2005 Беляков Н. C.
   Беляков Николай - информационная часть сайта

Hosted by uCoz