Планировка
Идея
Эпоха
Хотя история железной дороги насчитывает не многим более двух сотен лет, она богата на события и перемены
в облике не только поездов, но и их окружения – вокзалов, складов, башен, постов и даже самих рельсов и
шпал. И эпоха – это не только отражение определенного времени, это еще и отражение интересов моделиста,
его вкусов и мыслей.
Различной эпохе всегда соответствует свой тип тяги (паровая, электрическая или дизельная), архитектура,
тип пути, сигналы и многое другое. Например, для эпох можно использовать следующую классификацию (по каталогу ROCO):
Эпоха I 1870-1920 г
Эпоха II 1920-1945 г
Эпоха III 1945-1970 г
Эпоха IV 1968-1985 г
Эпоха V с 1985 г
Например, концу 19 начало 20 века в нашей стране (I эпоха) характерно кирпичное строительство с множеством
«архитектурных излишеств». Сооружения локомотивного хозяйства – паровозные депо, угольные склады, водонапорные
башни – чаще всего красно-кирпичные постройки с белыми рельефами и орнаментами. Деревянные сооружения -
сараи, будки, путевые казармы и полуказармы, вокзальные постройки – украшены резными наличниками, деревянными
орнаментами.
Середина 20 века в нашей стране – это, прежде всего, замена пассажирского подвижного состава и
«эпоха правления» магистральных тепловозов – появление новых, уникальных образцов отечественного локомотивостроения.
Это же и время больших строек – закладки и строительства БАМа, Транссиба.
Наконец, даже серые блочные бетонные
сооружения, кажущиеся безликими, на макете могут выглядеть привлекательно. Например, материальный склад в масштабе
H0 может достигать полутора-двух метров. Элеваторы, склады оборудования и материалов, конторы, здания оборотных
и ремонтных депо, котельных, подстанций – вот лишь малая часть того, что можно поставить на макете и как можно
отразить эпоху.
Местность
Быстрые, горные потоки или плавные, неторопливые обводы равнинных рек, скалистые горы или пологие,
поросшие кустами холмы, хвойные сосновые леса или лиственные, березовые или дубовые рощи – это природа,
вторая составляющая идеи макета или диорамы. В каждом из них свой колорит, свои особенности.
Опять же выбор местности связан и с техническими решениями. Горы и холмы требуют наличие мостов, тоннелей,
галерей или подпорных стенок. А равнинные пейзажи – насыпей, путепроводов, труб, лесозащитных полос.
Выбор географического положения влияет скорее на общую картину макета, хотя и не только на нее. Например,
сосновые леса, пологие холмы, широкие реки и темные тона будут гармонировать с бетонной, «строгой» и «дикой»
архитектурой построек. Напротив, березовые и дубовые рощи, более светлые тона, небольшие речки смотрятся с
сооружениями «паровозной эры» - взять ту же самую Рязано-Уральскую железную дорогу.
Время года
И, наконец, время года – отражение одного из четырех сезонов. Летние макеты по праву считаются классическими,
т.к. наиболее просты в изготовлении. Здесь, опять же, дело вкуса и возможностей. Но в «летнем» исполнении
гораздо больше промышленной продукции.
Начинающим моделистам можно смело рекомендовать и даже советовать делать «летние» макеты или диорамы –
все равно каждый сможет внести что-то свое, сделав работу уникальной.